Регистрация права собственности на квартиру — необходимые документы, госпошлина, сроки

0
412
Регистрация права собственности
Регистрация права собственности

Вот уже несколько лет в России проводится работа по созданию единой базы собственников объектов недвижимости. Переход услуг на электронный формат и «слияние» представителей государственных органов на территориях МФЦ значительно упростило этот процесс. Итак, что же нужно сделать сегодня, чтобы провести регистрацию права собственности на квартиру, дом, землю?

Содержание:

  1. Изменения в порядке регистрации прав собственности
  2. Когда не нужна постановка на кадастровый учет
  3. Документы для регистрации права собственности
  4. Срок регистрации прав собственности на имущество

Изменения в порядке регистрации прав собственности

1 января 2017 года в России регистрация прав на обладание имуществом происходит гораздо проще, чем раньше. Рассказываем, в чем принципиальная разница.

Во-первых, появилась возможность дистанционной подачи документов – если у вас есть инициализированный доступ к личному кабинету единого портала государственных услуг или официальной страницы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Во-вторых, для того, чтобы подать заявление, теперь не нужно искать представительство Росреестра в регионе и ехать туда в рабочее время – достаточно посетить любой МФЦ города с пакетом нужных бумаг. Любой – это в прямом смысле любой, так как предоставление данной услуги происходит по экстерриториальному принципу.

Для тех, у кого совсем мало свободного времени или не позволяет здоровья, введена возможность передачи готовых документов о собственности от Росреестра через курьера. Чтобы воспользоваться таким бонусом, достаточно заявить о своем желании при подаче документов через тот же МФЦ.

Если вы приватизировали квартиру в уже далекие 90-е, то, вероятнее всего, объект еще не находится на кадастровом учете. Огромный плюс изменений в законодательстве – это возможность единовременной подачи заявления как на постановку объекта на учет, так и на выдачу свидетельства о собственности. Конечно, это займет немного больше времени, но объективно это очень удобно и совсем не затрачивает личное время. Больше всего радости такое нововведение доставляет собственникам земли, с которой традиционно всегда было сложнее решать правовые вопросы. Сегодня для продажи, допустим, половины земельного надела нужно провести межевание и выделить нужную долю, а затем можно напрямую регистрировать сделку в Росреестре. Межевого плана, который вы уже будете иметь к тому времени, и договора купли-продажи в трех экземплярах будет достаточно для проведения сделки. Сотрудники Росреестра, получив ваше заявление, сразу поставят объект на кадастровый учет, а потом зафиксируют переход прав собственности от одного лица к другому. Ранее, напомним, все действия, кроме регистрации договора покупки, владелец земельного участка должен быть совершить самостоятельно, что отодвигало сроки по сделке на срок вплоть до полугода. С этим же сталкивались и владельцы квартир и комнат – чтобы поставить на кадастровый учет объект, нужно было обращаться в Кадастровую палату, а затем для заключения сделок – в представительство Росреестра. Граждане путались в предприятиях и затрачивали уйму времени на посещение этих организаций, сейчас же это осталось в прошлом, так как все обязанности по отслеживанию действий с объектами имущества переданы исключительно Федеральной службе регистрации.

Внимание! Нововведения также уточняют, что теперь подать документы о постановке на кадастровый учет могут только собственники и иные лица, которые имеют статус правообладателя объекта, а также доверенные от них граждане. Лица, доверенные на подачу и получение документов, должны иметь доверенность, подписанную нотариусом, с максимальным перечнем действий, которыми владелец наделяет доверенного.

Когда не нужна постановка на кадастровый учет

Хотя постановку на кадастровый учет сейчас можно совершить почти что одним днем, все равно возникает вопрос, в каких случаях это не требуется вовсе. Перечисляем:

  • Имущество уже имеет сведения в Едином государственном реестре недвижимости, подлежит продаже, дарению или наложению каких-либо обременений.
  • Ситуации, перечисленные в законе «О государственной регистрации недвижимости».

Возможен и обратный формат – постановка на кадастр без одновременной регистрации правообладания. Пример – объект попросту перестал существовать, либо изменились ключевые параметры здания, помещения или участка.

Документы для регистрации права собственности

Вне зависимости от того, какой способ подачи заявления вы выбрали, требуется предоставить стандартный пакет документов. Вот он:

  • бумага, подтверждающая переход к вам прав собственности (это может быть акт о приватизации, договор купли-продажи, сделка дарения, мена и даже решение суда);
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (для физических лиц сумма составляет две тысячи рублей, для юрлиц – 22 тысячи);
  • юридические лица могут подать, но только по собственному желанию, учредительные документы;
  • заявление по установленной форме;
  • паспорт.

Если пакет бумаг подает доверенное лицо, оно должно иметь соответствующую доверенность, причем не написанную от руки правообладателем, а заверенную у нотариуса.

Скачать бланк для оплаты квитанции можно на официальном сайте Росреестра, а также запросить его в МФЦ.

Срок регистрации прав собственности на имущество

Срок регистрации недвижимого имущества составляет:

  • 7 дней – если нужно провести только регистрацию права;
  • 10 дней – если дополнительно нужно еще поставить объект на кадастровый учет;
  • 5 дней – если необходимо только оформить кадастровый учет.

К тому же, при обращении в МФЦ, учитывайте, что сотрудникам центров нужно передать с помощью курьеров документы в территориальные органы Росреестра – это займет еще до двух дней.

Также гораздо лечге стало получить выписку из ЕГРН. Займет это всего три дня. Выписка из ЕГРН содержит общедоступную информацию о домах, землях, квартирах и пр., например, кадастровую стоимость.