Уже несколько лет налог на недвижимость рассчитывается по новым правилам – за основу берется кадастровая стоимость квартиры. В 2019 году правительство внесло изменения в законы № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Как это повлияет на конечную кадастровую цену жилья, по которой мы будем платить налог, и что делать, если вы с этой ценой не согласны – разбираемся в нашем материале.
Содержание:
- Изменения в порядке определения кадастровой стоимости
- Как будет устанавливаться кадастровая стоимость недвижимости
Изменения в порядке определения кадастровой стоимости
Рост числа ошибочных стоимостей объектов привел к усилению контроля над установлением цены со стороны Росреестра. Если раньше организация ограничивалась плановыми проверками, то теперь Росреестр проводит непрерывный надзор за исполнением функций бюджетных организаций, занимающихся кадастровой оценкой. Иными словами, сейчас проверяются абсолютно все данные, внесенные в базу. Плюс нововведения – в уменьшении числа ошибок, а минус – в увеличении аппарата чиновников для осуществления контроля.
Существенное изменение вносится в самый волнующий россиян вопрос – в порядке оспаривания кадастровой оценки. Раньше оспорить решение можно было на основании данных независимых оценщиков, которые предоставлялись в комиссии и суд, и на их основе выносилось решение. То есть для того, чтобы всего лишь ознакомиться с информацией оценщика, нужно было собирать много людей и организовывать сложный процесс. Правительство планирует облегчить эту процедуру. Заниматься спорами с собственниками будет бюджетное учреждение, которое и устанавливает стоимость. Хозяевам жилья нужно будет лишь написать заявление и приложить независимый отчет. Результат будет получен в течение 30 дней, его можно будет оспорить в суде. Обратите внимание, что технические ошибки могут послужить основанием для отказа в пересмотре стоимости.
Как будет устанавливаться кадастровая стоимость недвижимости
Сроки установления кадастровой стоимости зависят от конкретного случая:
- «первичная» цена – со дня вступления в силу акта об утверждении результатов деятельности комиссии;
- при исправлении техошибки – с того же дня, но по правильной цене;
- в случае изменения параметров самого жилья – со дня внесения сведений в ЕГРН;
- при изменении стоимости решением суда – с 1 января того года, в котором собственник подал заявление.
Новые изменения предполагают, что во всех случаях, кроме последнего, новая цена будет применяться, начиная от 1 января года, следующего за годом утверждения актов и т.д.
Другое введение значительно улучшает дела собственников, так как позволяет применять цену, установленную в результате оспаривания, используется со времени применения собственно оспоренной цены.
Все нововведения, которые помогают собственникам изменять кадастровую стоимость с ошибочной на правильную, позволяют возвращать излишне уплаченные налоги. Однако непонятно, является ли досудебное рассмотрение спора вследствие ликвидации комиссий и перехода их функций другим учреждениям обязательным, или же можно сразу обратиться в суд за установлением правильной стоимости.
Еще одно позитивное изменение – установление ответственности директоров бюджетных организаций, производящих оценку, за чрезмерное количество судебных оспариваний решений организации. Договор с таким чиновником должен быть расторгнут в течение месяца, если за календарный год к учреждению предъявлялось много исков. Это позволит чиновникам внимательнее относиться к своей работе.
Не смогут формально подойти сотрудники и к соблюдению сроков рассмотрения заявлений. Если раньше срок в 30 дней мог быть увеличен в два раза, то теперь ответ должен быть сформирован за десять дней без возможности продления. Еще двадцать дней выделяется учреждению для непосредственного внесения изменений (против 60, существующих сейчас).
В целом, эксперты указывают на положительное впечатление от готовящихся поправок. Они сокращают сроки рассмотрения заявлений и устанавливают ретроспективный фактор в применении новой стоимости жилья. Однако, юристы боятся сложностей в реализации ретроспективного права из-за чрезмерной сложности подготовленного документа.